Фильм "Классик": два десятилетия игре виртуоза
Краснодар. 19 сен. - Кубань-шоу. Эксклюзив.
Режиссер: Георгий Шенгелия
В главных ролях: Сергей Никоненко, Алексей Гуськов, Юозас Будрайтис
Производство: Россия
Благородством нельзя торговать. Имитировать наличие чести, прикрываясь высокими мотивами не допустимая роскошь. Ощущение местечкового господства, порой, стирает истинные представления о масштабах личности. Лживость провинциального «гулливера» в сочетании с предсказуемостью поведения «серого кардинала» российского захолустья девяностых, подарило оппонентам возможность для блистательного маневра. Выдающийся финт «гастролирующих бильярдистов» напоминает церемониальную кару. Расправа молниеносна и категорична. Главный злодей ехидствует, предвкушая фееричный триумф. Впрочем, кульминация готовится тщательно. Авторы хэппи-энда корректируют сценарий по ходу действа, не намереваясь упасть вырытую противнику яму.
Тем не менее, изюминка сюжета (в виде психологического столкновения «визави») откладывается на потом. Георгий Шенгелия предпочитает ошарашить зрители сиюминутным взрывом (причем, и в буквальном, и в переносном смысле). Краткое предисловие уничтожается скоротечным экшном. Боевик длится не слишком долго. Секундомер замирает, превращая эпизодический вихрь в реалистичную драму о «кудесниках кия». Режиссер наполняет фабулу множеством параллелей, будто умышлено заслоняя ими подлинность потенциального эпилога.
Схватка на «зеленом сукне» - первична, но не является монополистом картины. Сергей Никоненко и Алексей Гуськов требуют от врага сатисфакции, но делают упомянутое молчаливо. Живя полноценной жизнью, смущая обидчика легкостью отношения к процессу. Юозас Будрайтис, в свою очередь, чувствует себя Господом. Опираясь на безукоризненный замысел, он уже подсчитывает капиталы. Возомнив себя хозяином «партии», господин Савицкий (персонаж сыгранный прибалтийским мэтром), использует окружающих в роли пешек, не допуская ответного удара от союзников. Атмосфера беспрецедентной фальши «лубочного городка», затхлый аромат криминального бытия и определенные интонации желания вырваться из загнивающей глубинки внедряются в головы многочисленных «шестерок авторитета». Их преданность синхронизируется с «кушем» «усатого рантье». Вероятно, потеря состояния не способствует лояльности недалекой свиты.
Наказание – отнюдь не индивидуально. Хук получают все. Внезапный апперкот в челюсть адресован каждому. Лицемерным «дамам», «браткам», нарекшим себя «секьюрити» и, бесспорно, «крестному отцу» беспросветного «замкадья». В принципе, фильм «Классик» и сегодня выглядит завуалированной претензией зарвавшимся искателям легкой наживы. Через 20 лет после премьеры метафоричность «полотна» только усилилась.
Дмитрий Шутов, Анастасия Блинова