35 лет фильму «Чучело»: крах советского детства
Краснодар. 3 ноября. - Кубань-шоу. Эксклюзив.
Режиссер: Ролан Быков
В главных ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин
Производство: СССР
Разрушение мифов о счастливом советском детстве – процесс необратимый. Однако подходить к констатации краха с глумливой бесцеремонностью не следует. Документальная фиксация уничтожения иллюзий прошлого готова вызвать обратный эффект. Соответственно, внедрение в художественное произведение элементов исторической летописи не всегда ведет к пониманию. Множество миров, сформированных институтами пропаганды, сохраняют мистическую устойчивость. Хотя, боязнь создателей монолитной конструкции неспроста опасались атаки со стороны представителей интеллигенции. Мина, заложенная в основание политического строя, рано или поздно, рванет, донося до аудитории громогласные вопли правды. Легендарное повествование «Чучело» - орудие невероятной силы, поставившее под сомнения истинность постулатов коммунистических лозунгов. Ролан Быков (а до того Владимир Железников) сорвали вуаль с фальшивого добродушие отпрысков эпохи социализма. Ленивая и разжиревшая химера добровольно отдается бестелесному палачу. Скоро, тварь, придуманная эрой бюрократии, сгинет под напором циничных приспособленцев.
Тем не менее, разговоров о нарочитой метафоричности необходимо избегать. Судьба персонажей – конкретна. Боль и страдания – индивидуальны, не позволяющие перебрасывать их в вотчину иносказаний. Вымысел продиктован литературным аналогом, несколько скрывшим визуальное сходство сюжета с параллелями провинциальной реальности. Мученица обретает физический силуэт. Задумчивый взор Кристины Орбакайте полностью отражает глубину душевных терзаний. Причем, молчаливое согласие на участь изгоя вовсе не претендует на лавры религиозных притч. Самопожертвование исходит из личных симпатий и ранней девичьей влюбленности.
Конечно, внучка майора склонна к бескорыстной помощи. Детская наивность, отдающая наследственной выдержкой, не позволяет шестикласснице указать на подлинного изменника. Трогательная поддержка дедушки (гений Юрия Никулина) – обязывает. К несчастию, баррикады бесполезны, ибо романтический порыв крохотной «джульетты» - напрасен. Ее «идеал» – труслив и жалок, так и не осознавший жуткий пафос собственной немоты.
Лиричный вальс, вырисовывает помпезный портрет разоблачения, в унисон с методичным движением мела. Над молчаливым укором нарисованного двойника (озаглавленный в кинематографическом шедевре «Машкой») отпечатывается запоздалая мольба. Из жерла ненависти выбрасывается фраза: «Чучело, прости нас!» Кульминация безысходности – катер, исчезающий за горизонтом. Нетипичная концовка двухчасовой репродукции красной империи. Марш Шопена? Нет! Избавьте…
Дмитрий Шутов, Анастасия Блинова