Документальный фильм "Земля людей": жертвенность и одиночество Курильских островов
Краснодар. 15 ноября. - Кубань-шоу. Эксклюзив.
Когда речь заходит о Курильских островах в воздухе начинает витать надвигающийся конфликт. Безусловно, беседа о спорных территориях подразумевает диалог на повышенных тонах. В данной ситуации нелегко сдерживаться и не переходить к приемам из области банального популизма., Ведь, доводы обеих сторон весьма аргументированы и не подлежат внутреннему пересмотру. Избежать патриотических лозунгов из репертуара ныне покойного Виктора Анпилова иногда становится крайне непростой задачей. Громкие заявления о целостности государства часто отбрасывают на второй план жителей удаленной местности. О них, персонажи, марширующие под стягами и транспарантами, вспоминают в последнюю очередь. Безликие фигуры обитателей полупустых «фиордов» теряются за бюрократической вакханалией политиканов. А подрастающее поколение полагает, что Шикотан – это очередной продукт лейбла «Black Star» и разыскивает песни артиста под упомянутой вывеской.
К счастью, фильм Дмитрия Семибратова не вылился в пропагандистский инструмент националистического толка. Название картины «Земля людей» четко свидетельствует о значимости человека в истории. Не то что бы хочется приставить к хронике, длинной в 1 час 40 минут, прилагательное из классической литературы, но документальные кадры фиксируют масштаб безропотного служения крохотной точке на карте РФ. То есть, в любом случае, значимость персоны меркнет в тумане мрачного захолустья. Слепая жертвенность, отдающая хроническим мазохизмом, то превращает героев повествования в истинных сынов Отечество, то передвигает их в ранг асоциальных личностей. Впрочем, съемочная группа уклоняется от ореола маргинальных фабул. Запечатлевая одиночество по ту сторону окуляра, создатели произведения просят зрителей самостоятельно сочинить кульминацию. Лишая сюжет определенности эпилога, заглушая очевидность тональности, выпускник ВГИКа ставит аудиторию в контекст выбора. Проникаясь симпатией к визави, публика сокрушается от абсолютной безысходности. Отрыв от материка манит романтичными пейзажами, но впивается в грудь какой-то инфернальной тоской.
Религиозные этюды дополняют сумеречную палитру покорных судеб., Ода о бескорыстном священнике, эскиз на тему ведических верований и дохристианских идолов – выглядят штампом на бесхребетности самовнушения. Поиск собственного «я», смысл пребывания средь забытых кратеров завершается перманентным гипнозом. Мчать некуда. Держим рубежи. Вперед ведет нас смелый вождь? Самый!
Дмитрий Шутов, Анастасия Блинова