Краснодар. НАИВ снова великий. Тридцать лет угара. Александр «Чача» Иванов: «Я ищу в искусстве подлинность, а не имитацию».
Краснодар. 11 декаб. - Кубань-шоу. Эксклюзив.
Можно сколько угодно говорить о том, что панк-рок утратил прежнюю актуальность. Действительно, мода на молодую злость приобрела на просторах нашей страны несколько иные формы. Протестные мотивы в нынешний период существования государства российского предпочитают речитатив, а не чарующий визг электрогитары. При этом, злободневность жанра с жестким «перегрузом» регулярно подтверждается. Безусловно, одним из тех элементов, свидетельствующих о живучести стиля, является группа НАИВ. Их деятельность на протяжении 30 лет позволяет радикальному искусству находиться несколько выше глубокого подземелья. Собственно, концерт знаменитого квартета в Краснодаре уже в дебюте ошарашил аудиторию композицией с ярким привкусом современности. Да только написана она была где-то в 2007-м («Что нам делать?»).
Александр «Чача» Иванов: История музыки имеет циклический характер. Она повторяется, но с какими-то вариациями. Десять лет для индустрии – огромный срок. За это время успевает смениться два-три поколения артистов. Молодежь не очень хочет обращать внимание на то, что происходило раньше. Одна из причин – почему НАИВ не слишком интересен современным подросткам. Плюс сейчас на подъеме хип-хоп. Там совсем другая эстетика, иной инструментальный ряд, иные тексты. Их родители, как раз, слушали нас, «Король и Шут» и прочих. То есть, дети принципиально не интересуются тем, что волновало их отцов и матерей. Ну и молодцы, что так делают.
Естественно, программа не обошлась без новинок. Невероятно ярким номером выглядел нашумевший шлягер «Герои нашего времени». Яростный инструментал в сочетании с недвусмысленным текстом вновь будоражил народ, призывая не ввязываться в политическую вакханалию. Тем же намеком отдавало и танцевально-ироничное произведения «Телега».Словом, панихиды по славному прошлому не наблюдалось. Нестареющий «Чача» с той же страстью вещал о несправедливости. В принципе, подобное касалось не только претензий к институтам власти. Упрек в сторону взаимоотношения полов вылился в повествование из цикла «се ля ви», а также деликатно указал на бесконечность темы и в хите начала века «Я не шучу». Лирические отступления лишь добавляли шарма романтичным юбилярам.
Александр «Чача» Иванов: Упреки в чей-либо адрес связаны с неуспехом. Зависть всегда заставляет людей искать какую-то внешнюю силу, помешавшую триумфу. Увы, панк-року свойственна такая история. Если ты собираешь стадионы – к тебе приклеивается приставка «анти». Если не становишься популярным, то ты – г…но и плохо играешь. Процесс бесконечный. Вспомните «Green Day» и как их терроризировали в молодости. Они чувствовали себя практически предателями. И претензия из серии «нет попсе» всегда присутствует. Ведь, панк - это музыка изгоев, а не большинства.
Ловко разбив песенное содержание на блоки, непревзойденные «арлекины» то возвращали людей в девяностые (привет от Васи и подростка, отправляющегося спать и посылающего всех в ж..пу), то перемещались в более позднюю стадию дискографии. Выход Валерия Аркадина в центр подиума предвосхитил памятную повесть о буднях рок-артиста («Рок»). Правда, «великолепная четверка» затем синхронизировалась с текущим статусом, как то произошло в комической «пьесе» о неувядающей звезде («Ретро артист»). То ли вещая о западных кумирах, то ли создавая собственные мемуары, «наивный ансамбль» выстрелил вечной фразой «Форева Янг».
Александр «Чача» Иванов: Вообще, полагаю, что человек мало меняется лет с пятнадцати. Конечно, мы становимся старше, мудрее, но каркас формируется именно в том возрасте. Впрочем, я открыт ко всему новому. Стараюсь не игнорировать различные веяния. Ясное дело, одного стремления недостаточно, но, порой, не все зависит от нас.
Конечно, Александр Иванов и компания потеряли бы себя, не ассоциируй они запах свободы с ароматами нелегальных субстанций (хотя, в беседе с Дмитрием «Snake» Хакимовым удалось выяснить, что эксцентричный барабанщик никогда не притрагивался к наркотикам). Сочинение под названием «Постоянно дуют» рисовало картину с безмятежным сквотом, расположенным неподалеку от калифорнийского побережья. Излюбленный дурман гражданина РФ также не оставался в стороне (куда ж без шика градуса?). Кульминация под вечное «когда я перестану пить» в унисон с не вполне сенсационным признанием – «Я – панк-рокер и алкоголик» - прекрасно вязалось с репутацией «заслуженных смутьянов». А финал под шедевр Виктора Цоя «Мама Анархия» продемонстрировал публике летопись бурного сопротивления.
Александр «Чача» Иванов: В искусстве я ищу подлинность, а не имитацию. Да, бесспорно, есть разновидности творчества, где спортивный подход не только подразумевается, но и приветствуется. Однако панк-рок придуман не для этого. Скажем, я начал им заниматься не для того, чтобы изображать какие-то состояния. Я хочу угареть на сцене. Пусть, иной раз перехожу какие-то границы, но я против театрализованного шоу.
Дмитрий Шутов, Анастасия Блинова
Автор фото Евгений Резник