Группа «Калевала». Альбом «Метель»: жизнь под кардан
Краснодар. 28 мая. - Кубань-шоу. Эксклюзив.
Фольклор – вовсе не достояние древности. Он жив, и существует - пока человечество не стерли с лица земли. Модифицируясь и сканируя современность, «баснописцы» двадцать первого века сокрушают стереотипы, вкрапливая элементы старины в рокерский перформанс. Группа «Калевала» не копается в архивах, надеясь разыскать в летописях упоминания о эпичных драконах. Археологические путешествия – глупая трата времени. Вдохновение для будущих былин – рядом. Прямо под носом творится нечто, что потомки узнают из сочинений московского ансамбля.
Альбом под названием «Метель» (озвученного прежде коллектива) без лишних иносказаний передает настроение нынешних дней. Однако категоричного движения в ту или иную сторону нет. Команда стремится избегать безапелляционных утверждений. Не агитируя поклонников, она без слащавой стерильности, обнажает и гнетущее зло, и неоперившуюся силу добра. Не заигрывая с недалекими патриотами, Ксения Маркевич и компания вещает о Родине, намекая на недостатки систем и образа жизни обывателей. Тем не менее, композиции на «пластинке» - отнюдь не манифест. Не слишком нажимая на протестные «ноты», столичный квинтет старательно поддерживает мажорную интонацию. Светлая грусть, окрашенная кистью ностальгии, совмещается с откровенным «стебом» и нарочитой самоиронией.
Мистифицированная агрессия аранжировок, усугубленная «бешеным бегом» кардана, мастерски смягчается мелодической «пляской» аккордеона и прочими слугами народной оркестровки. «Я на камушке сижу», «Весна», «Байкеры» и, бесспорно, заглавный шлягер включили в себя исконный лиризм «доморощенных» инструменталистов и драйв иноземных «гуру». Миксуя «Scorpions» и «Motorhead», соединяя старину Осборна с мимолетными прорывами милашки «Blondie», изобретательная «пятерка» с довольным видом выносит затейливый коктейль на дегустацию.
Порой, хмуря брови от собственной настойчивости (в плане жанровой последовательности), ребята переходят к пародийному амплуа. Высмеивая, вероятно, собственные взаимоотношения с алкоголем в «рок-пьесе» «Зеленый змей» и упражняясь в остроумии, констатируя женскую недалекость («Все бабы дуры»), они на лихом коне мчатся к новым подвигам.
К счастью, описанные выше свершения не требуют мифических лозунгов о внешней угрозе. Подобно оператору-документалисту, самобытный ВИА фиксирует жизненную круговерть, но не персонифицирует образы страдальцев и бойцов. Не подражая вакханалии а-ля создатель текста «Русская водка, черный хлеб, селедка», повествователи даже непростые треки пророссийского содержания (например, «Матушка Россия) не готовы превращать в торжество национализма. Думаем, это особенно важная деталь CD.
Дмитрий Шутов