Father John Misty "God's Favorite Customer": бремя страстей человеческих

Краснодар. 2 июн. - Кубань-шоу. Эксклюзив.

Джош Тиллман - американский автор-исполнитель, мультиинструменталист и продюсер. Выпустив в нулевых множество работ, выдержанных в стилистике американы, под псевдонимом J. Tillman и приняв участие в записи альбома "Helplessness Blues" именитого фолк-рок-коллектива Fleet Foxes, в 2012 году музыкант - уже под именем Father John Misty - записал альбом "Fear Fun", который был принят критиками и слушателями теплее, чем любая из его предыдущих сольных записей. Следом, уже в 2015 году, в рамках этого же проекта (FJM) была выпущена вторая пластинка - "I Love You, Honeybear", снискавшая еще больший успех и принесшая Тиллману широкую известность.

 

В 2017 году же свет увидел "Pure Comedy" - уже третий альбом FJM, который балансирует на грани между фортепианным театрально-ярким опусом и цинично-уморительным, трагикомичным литературным произведением, затрагивающим несчастную судьбу всего человечества. Сконцентрированность альбома вокруг лирической составляющей, ее объективно-провокационно-правдолюбивое содержание, подчас блеклое музыкальное сопровождение - все это обеспечило сдержанные оценки записи со стороны крупнейших ангажированных изданий и незаслуженные критические выпады в сторону автора. Не прошло и года, как трудолюбивый артист представляет слушателям свое новое, уже четвертое, полноформатное произведение -

"God's Favorite Customer" (опустим историю о том, что альбом был выложен в сеть за два месяца до даты официального релиза (1 июня), буквально спустя несколько дней после его анонса).

 

Что же мы слышим на данной пластинке? FJM продолжает начатое на "Pure Comedy" - он отводит главную роль в музыкальных партиях фортепиано, таким образом, все дальше отходя от звучания первых двух работ, вписывающихся больше в рамки традиционного акустического фолк-рока с обильными партиями струнных инструментов, оставаясь в условных границах пиано-рока и барокко-попа. К сожалению, Мистер Тиллман от этого не всегда выигрывает: несмотря на наличие характерных явно запоминающихся мелодий, как на песнях "Mr. Tillman" и "Disappointing Diamonds Are the Rarest of Them All" (которые были выпущены предварительно как синглы), большинство песен, как и было на предыдущем альбоме, ценны не музыкой, а текстом - музыка же выступает в качестве своеобразного черно-белого фона и трамплина. Вокал же Джоша так же гибок и экспрессивен, что в данном случае является необходимым условием для понимания настроения всей записи. С инструментальной точки зрения "God's Favorite Customer" - это не та работа, которую посоветуешь любителям форматной музыки или раннего творчества музыканта.

 

Лирика FJM - это всегда жестокая смесь горькой правды, приправленной циничной иронией, и непрекращающейся внутренней борьбы с самим собой, с человеческой природой, что выливается в бесчисленное количество самоуничижительных строк. Это максимальное осознание и понимание того, "что я?" и "где я?", - пусть почти всегда неприятное для самого автора. Внутренние противоречия и схватки, трагедия и комедия в каждом слове - и слезы: то ли от боли, то ли от абсурдной нелепости происходящего и зацикленности проблем. Вереница поднимаемых тем и создаваемых образов на каждом альбоме, тем не менее, всегда подчинена единому концепту и замыслу работы. Эволюция от разгульного бродяги через бесконечно и прекрасно влюбленного менестреля к пророку-безбожнику, вещающему о всеобщей погибели. На четвертой пластинке образ Тиллмана снижается: от рокового правдоруба, стоящего с нами на одной почве, но видящего всю планету будто на ладони, словно небожитель, представшего перед нами на "Pure Comedy", - снова к обычному человеку: со страстями и слабостями, с желанием уйти от суеты, а затем - из жизни, с полной неспособностью понять себя и разобраться со своими демонами. "God's Favorite Customer" - именно об этом. Алкоголь, наркотики, разгул, продолжительная жизнь в отеле, одиночество в толпе и одиночество физическое, покинутая любимая жена, которой, как когда-то на "I Love You, Honeybear", поются чуть более зрелые и трезвые гимны любви и

признательности - вот с чем имеет дело Джош теперь: проблемы не глобального масштаба, а глубоко личного характера. Впрочем, музыкант всегда был и с собой, и с любимой, и со слушателями предельно откровенен (чего стоит исповедь на "The Ideal Husband" 2015 года). Альбом начинается с созданной автором сцены рассвета, когда все черное в освещающих, казалось бы, лучах становится лишь одинаково голубым - и спустя 10 треков-терний кончается теми же звездами: простой вывод, к которому Тиллман приходил не раз и к которому ему, видимо, приходится, возвращаться каждый раз: ты и я - здесь и сейчас, и только. И кажется, он уже понимает, что что-то не так - недаром последние и подытоживающие строки являются открытыми вопросами.

 

"God's Favorite Customer" - это очередная исповедь Father John Misty, еще более глубинная, еще более запутанная, и - страшно признать - менее циничная и смешная. Видимо, автор уже не может справляться со своими проблемами мазохистски-изощренным методом: "да, мои проблемы, вот они, давайте вместе теперь над ними посмеемся и, может быть, поплачем". Можно только предполагать, что пережил Джош, раз он отходит от насмешек: возможно, проблемы действительно стали давить на него с большой и силой и затрагивать то, над чем даже такой прожженный скептик, как Тиллман, не всегда может смеяться. Несмотря на все более уходящую на второй план музыку, на этом

альбоме по-прежнему можно найти прелестные образцы фортепианной музыки, которая еще не утратила форму и очарование запоминающихся композиций, мгновенно оседающих в голове. Эта запись - не простое прослушивание, не обыденное любование страданиями другого: это зеркало, в котором наблюдая за агонией одного, по цепочке вы начнете рефлексировать и всматриваться в самую глубь себя.

 

Павел Дехтяренко

02.06.2018 20:53

Ещё новости: Музыка

Лента новостей

Развлечения и отдых

Спец. проект
Наверх