Проект "100 cамых знаковых композиций столетия". Великие экспериментаторы.

Краснодар. 4 июл. - Кубань-шоу. Эксклюзив.

 

На этот раз портал "Кубань-шоу"обращается к песням, определившим развитие музыкальной культуры, но при этом вышедших из-под рук истинных экспериментаторов. Но кого мы можем так назвать? Является ли таковым Бах, разрушивший каноны создания церковной органной музыки? А романтики, создававшие инструментальные произведения вне стен религиозных учреждений? А Боб Дилан, доказавший всему миру, что в массовой культуре есть место истинной поэзии? Да, бесспорно. Любые изменения: культурологические феномены, использование новых инструментов и техник, иная вокальная манера, введение новых тем в лирике - можно и должно рассматривать как новаторство, обеспеченное эмпирическим путем, что и предполагается экспериментом. Подобная позиция значительно расширяет круг рассматриваемых артистов и усложняет задачу автору данной статьи. Но тем не менее, именно от нее мы и будем отталкиваться.

 

"The Velvet Underground" - "Venus in Furs"

 

"The Velvet Underground"можно смело назвать самым радикальным явлением 60ых годов, опережавшее свое время на много лет вперёд, являющееся актуальным и вызывающим и поныне. "Venus in Furs", выпущенная на дебютном альбоме нью-йоркского коллектива, записанном при участии немки Нико и спродюсированном легендарным Энди Уорхолом, не была выпущена синглом, но так или иначе стала одной из самых узнаваемых песен группы и, возможно, вершиной их исполнительского мастерства. Посвященная садомазохизму и названная по одноименному роману Захера-Мазоха (для Лу Рида вообще характерно обращение к темам, о которых не говорят вслух), она гипнотически-таинственная и ужасающе-манящая. Узнаваемое гитарное звучание заглушается мощными ударными, тревожной скрипкой Джона Кейла и блеющим голосом Рида. Все это вместе - эталонное звучание ранних "VU", наиболее плотное и массивное.

 

David Bowie - "Life on Mars?"

 

Дэвид Боуи - бесспорно, одна из самых значимых фигур в искусстве. Так называемый человек-"хамелеон"интегрировал элементы шоу и театра в живые выступления и в сам творческий процесс. "Life on Mars?"была выпущена на четвертой сольной работе Боуи "Hunky Dory" - пожалуй, самый доступный альбом для рядового слушателя, снабженный невесомыми и приятными композициями в сопровождении акустической гитары, фортепиано и поскрипывающего вокала автора в лучших традициях Ван Моррисона. Песня создана в эпоху освоения человечеством космоса и стала одним из первых крупных произведений, напрямую затрагивающих эту тему (она и вовсе станет ключевой для Дэвида). Начинающаяся с тихой фортепианной партии, ближе к припеву она нагнетается мощным хором струнных и достигает эмоционального пика - мощнейшее крещендо, Д.Б., берущий очень высокие ноты... Это наивное и при этом витиеватое произведение о разочаровании в существовании на Земле и гипотетическом разочаровании в том, что и на спасительном Марсе нет жизни, - одна из композиторских вершин великого провокатора.

 

"Joy Division" - "Love Will Tear Us Apart"

 

Творчество "Joy Division" - это абсолютно неповторимое и необъяснимое явление в истории современной музыки. Переделав панк под свои дилетантские музыкальные навыки, они создали, возможно, две лучшие пост-панк-пластинки, а также дали мощный импульс для развития авангардной и андеграудной музыки, готик-рока, нью-вейва и даже электронной музыки 80ых годов. Отходя от более необузданного и холодного звучания, группа решила смягчить свое наследие звуком теплых и светлых партий синтезатора, это была явная тенденция. По "Love Will Tear Us Apart"не похожа ни на какую другую композицию, выдержанных в аналогичной стилистике. Она была выпущена лишь как сингл, но, пожалуй, ей не нашлось бы места ни на одном альбоме, потому что в ней есть все, что необходимо для единоличного хита: абстрактно и исчерпывающе раскрытая тема разочарования в любви, искренние попытки Кёртиса петь нежно своим нарочито низким голосом, а также высокие партии бас-гитары и красивейшая, запоминающаяся ведущая мелодия - все это обеспечило вечную славу данному сочинению.

 

"Buzzcocks" - "Ever Fallen in Love (With Someone You Shouldn't've)"

 

Географические соседи "Joy Division", группа "Buzzcocks"в свое время выпустила один из первых DIY-панк-релизов, чем уже обеспечила себе место в истории. Но после скорого ухода Говарда Девото из состава коллектив сменил вектор своего развития на более поп-ориентированный. К слову, именно их можно назвать "отцами"поп-панка, ведь их наследие (и "Ramones", будем честны) - волей-неволей - было реанимировано и трансформировано в 90ых годах. "Ever Fallen in Love (With Someone You Shouldn't've)" - это канон. Данная песня выдержана в форме куплет-припев, незамысловата в инструментальном решении, но при этом обладает одной из самых узнаваемых мелодий, и впоследствии была не раз перепета. Но самое важное здесь - это ее "сладость". И не потому, что тема - это неудачный любовный опыт (что де-факто заявлено в названии), а по тому, как она исполнена: высокий и резкий голос Пита Шелли, который будто тает в припеве, и добавленные бэк-вокалы, не крикливые, как в панке, а протяжные и при этом открытые. Действительно, все это крайне нетипично для того времени.

 

"Depeche Mode" - "Personal Jesus"

 

Еще одна группа из Великобритании, "Depeche Mode", влиятельна во многих отношениях - если забыть о неисчерпаемом коммерческом успехе и - как следствие - еще большей популяризации электронной музыки, то объективным является то, что для своего времени их музыка звучала слишком современно, так, как она звучала бы скорее в конце 90ых. "Personal Jesus" - крупнейший хит коллектива (наряду с "Enjoy the Silence"). Известность этой песне обеспечила как минимум лирика, зачастую воспринимаемая буквально и даже как богохульство. Тем не менее, недалекие умы не видят в этих строках метафору на частую, банальную идеализацию возлюбленных друг другом в отношениях. Но и в музыкальном плане это - шедевр: невероятно ритмичная, она очень сложна по структуре (на основную скелетообразную мелодию наложены рассинхронизированные партии тяжелых ударных и бас-гитары), а электронные эффекты всякий раз сокрушают слушателя своей уместностью. Нельзя умолчать и о вокале Дэйва Гаана, порой раскатистом и низком, а порой, как в куплетах, - возвышенном и легковесном. Безусловная легенда электронной сцены.

 

Продолжение следует...

 

Павел Дехтяренко

04.07.2018 22:44

Ещё новости: Музыка

Лента новостей

Развлечения и отдых

Спец. проект
Наверх