20-го ноября группа "Аффинаж" привезет в Краснодар "золото". Эм Калинин: "Мы привязаны к своим инструментам"...
Конечно, рассуждать о первичности в контексте отечественного шоу-бизнеса довольно проблематично. Претензии на оригинальность, порой, воспринимаются публикой как самый настоящий демарш. Хотя, не так уж редки случаи, когда артист, бросивший вызов принятым устоям, превращался в подлинного законодателя мод. Разумеется, на ум сразу приходит фамилия Шнуров. Впрочем, группа «Аффинаж» далека от эпатажных приемов нетрезвого хулигана, стремясь к новаторству иными способами. Не пренебрегая элементом бунтарства, ребята, тем не менее, пытаются изменить мир при помощи музыкальной начинки, а не при поддержке вульгарных выкриков нецензурного содержания. Мелодии, отдающие ароматом парижских бульваров создают индивидуальность портрета. Влияние шансона (естественно, в европейском понимании) и джазового шарма Джанго Рейнхардта в нынешнюю эпоху выглядит весьма утопично. Однако список ценителей мелодической палитры (где еще осталось место для лирических нот русского романса) охотно пополняется.
ЭМ КАЛИНИН: Первое, что хочу сказать — это поблагодарить за оценку наших аранжировок — нам по-музыкантски всегда такое приятно, тем более, что если говорить о нынешнем времени, как раз-таки это перестаёт быть залогом успеха, по крайней мере — в нашей стране. Буквально недавно говорили с Сергеичем (басист и сооснователь группы) о том, что музыка, которая когда-то имела "стадионный" статус на Западе, у нас превратилась в кромешный андеграунд. Вы много слышали современных хард-рок групп или хэви? Я уж не говорю о «современных известных»... Музыка, где нужно уметь играть и петь — у нас неактуальна. В дальнем зарубежье вырисовывается тенденция к тому, что появляются "мелодические коллективы". Да и вообще там мир музыки по-прежнему движется на несколько лет вперёд — по крайней мере, рэп не является там доминирующим жанром. Это могут быть музыкальные кроссоверы, чаще всего — выраженной поп-направленности. Которые, конечно, включают в себя элементы хип-хопа, но их "хребет" скорее — рок-н-ролльный. Да взять тех же «Imagine Dragons», «Twenty One Pilots»... да хоть бы и «Ed Sheeran!»
Я не раз натыкался в сети на комментарии "юных меломанов", которые всерьёз считают, что современный рэп (который использует рок-атрибутику, применяет в аранжировках мелодические припевы и т.д.) — это музыкальная революция. Натыкался и орал в голос с этих умозаключений. Для меня довольно продолжительное время популярность рэпа в России последних лет была феноменом, и лишь недавно перестала им быть — всё объяснилось и встало на свои места. Есть ряд ключевых факторов, способствующих этому. Первый — пожалуй, самый удручающий — это всё же общая отсталость в восприятии музыки. До нас (даже до крупных городов в эпоху глобализации!) всё доходит с запозданием — и то, что год назад у первоисточников было хитом сезона, то у нас только завтра — «последний писк». Сюда же — охотное желание поглощать вторсырьё, переработанное и адаптированное, что называется, "под отечественного потребителя". Что печально — без каких-то существенных корректировок. То есть: взятые подчистую минусовки, байтерские тексты — просто неумелые переводы оригиналов, всё, вплоть до внешности, одежды, разноцветных косичек, цепочек, татуировок... Тотальное шоу клонов, которое пользуется спросом. Важная оговорка — это не возмущения из серии "раньше было лучше!". Потому что раньше было примерно то же самое. «Cure» и «Агата Кристи», «The Smits» / «Sisters of Mercy» и «Кино», «Iron Maiden» и «Ария» и прочее, и прочее... Разница в том, что у той же «Агаты Кристи» или «Кино», к примеру, — совсем свой мир, созданный текстами, своя атмосфера, поэтический почерк. Да, возможно, отчасти это тоже "адаптирование", но это по большей части — хорошее, талантливое адаптирование. Чего не скажешь о современных "фрешменах", на мой взгляд.
Второе — о ней говорил не единожды — развитость медиа-площадок по профилю "рэп". Те же
баттл-проекты (за которыми продолжаю с удовольствием следить!). Они создают дополнительную синергию вокруг данного направления, популяризируя его. Это заслуживает уважения — собственно, потому и жанр на пике.
И третье — это активность и взгляд на собственное развитие самих артистов. Рэп-исполнители большие молодцы в том, что не видят ничего предосудительного в том, чтобы всеми силами вкладываться в себя — в том числе и материально. Реклама, хорошее промо, коллабы, выстраивание каких-то бизнес-моделей. В то время, как у рок-групп по сей день остаётся ложное чувство того, что "всё должно происходить само по себе". Часто их можно понять — затраты на запись живого инструментального альбома сложно сравнивать с затратами на реализацию хип-хоп продукта, где минус написан в программе, а голос — в любой домашней вокальной кабинке. Я не утверждаю, что всем, кто пишет хип-хоп, плевать на качество, но как ни крути — писать одну только гитарную сессию выйдет дороже, чем свести электронный минус с голосом. К тому же, как показывает практика, тут всплывает пункт номер один — людей устроит концерт, где будет включен минус с плеера в формате мп3, где уже будет звучать половина дорожек голоса любимого рэпера, а он просто попрыгает по сцене и "сделает всем горяяячооо"! Не то, что эта рок-группа с их саундчеками по два часа, заводками микрофонов в убитых провинциальных клубах! Люди выходят с концерта полуглухие «Звук был г**но и вокалист пел всё мимо!» Так нелепо вообще-то говорить об этом "как бы противостоянии рэп vs рок", когда на дворе 2018-й год, однако у нас в стране оно по-прежнему выражено. Что вообще сейчас популярно в рок-музыке в России? Хотите знать, что? Это группы типа «Radio Tapok» или «Rock Privet», глядя на которые мне реально больно! Одни ПРОСТО ПЕРЕВОДЯТ на русский зарубежные хиты и ездят с этим в туры, другие — берут два хита (русскоязычный и англоязычный), соединяют их вместе и ездят с этим на гастроли... По сути — кавер-группы с чуточку более оригинальным подходом. Как какая-нибудь банда "Виктор"! Простите, но для меня это — музыкальная геронтофилия и некрофилия. Причём, что в Тапке, что в Привете — ребята хорошо играют, вокалисты реально круто поют... Ну, зачем это? А потом открываешь какое-нибудь их видео, читаешь комментарий "О! У вас песня «Chop Suey» звучит в сто раз лучше, чем у «System of a down!» И текст круче!" — пробиваешь себе фейспалм такой, что кровища во все стороны, вырубаешь комп и смотришь полчаса в стену. Что с вами не так-то, ребята?
Что касается нас — мы почти свыклись с мыслью, что у нас свой путь. И наша оригинальность играет с нами зачастую злую шутку. Многим свойственно отрицание того, с чем они не знакомы. Нет знакомого мотивчика аля-"Белый снег, серый лёд" — сразу "Ой, чего-то фигня какая-то, пойду нормальное что-нибудь послушаю!". Нет однообразного клауд-рэперского биточка и млявой антилогопедической читки в нос — сразу "Ой, чего-то какая-то фигня немодная, пойду послушаю нормальный рэп!" И так далее. На "Вечерний Ургант" сейчас попадают все, кому не лень, с любой дичью в текстах, в любом немыслимом виде, по три раза подряд зачастую. Нас же "В.У." бойкотирует. До какого-то момента было очень досадно, признаюсь. Сейчас, учитывая то, сколько там перебывало всякого — уже параллельно. Это как, знаете, тебе нравится девчонка, она тебя игнорирует, ты распаляешься ещё сильнее. А потом узнаёшь, что с ней полрайона переспало за бутылку пива. И становится всё равно.
Поэтому мы двигаемся дорогой, которая для нас самих — в загадочном тумане. Но путешествие пока очень захватывающее, а повозка едет всё быстрее — да так, что не остаётся времени ни на что другое!
С другой стороны, стиль питерского ансамбля четко сформулирован. Внезапное пробуждение фантазии в итоге выливается в выверенный рисунок. Картина, зарожденная резким порывом, в итоге обрамляется классической последовательностью нот. Хотя, и здесь не обходится без прелестной чудинки. Континентальный саунд (кто-то углядит в сочинениях и примесь британского собрата) демонстративно отклоняется от аккордов советского образца, сохраняя силуэт родных просторов исключительно в лингвистическом сегменте. Мощный вокал (с театральной экспрессией) доносит до аудитории слова на великом и могучем, заставляя задуматься о бытие невского авангарда.
ЭМ КАЛИНИН: Никакого сознательного "крена" точно нет — мы создаём картины сочетанием звуков и слов, а методы и решения — это наш музыкальный багаж + наши композиторские, исполнительские навыки. Навыки, которые по мере сил мы стараемся оттачивать! Сейчас я задумался и понял, что, быть может, это и есть причина того, что Вам увиделся этот "крен в сторону Запада". Он ведь не в мелодиях, он — скорее в общем подходе, в стремлении к профессионализму. И это то, чего не достаёт как раз современной рок-сцене. Объясню опять же на примере глупого, но вполне наглядного противостояния «рэп vs рок». Западные рэперы удивляли своими фастфлоу, речитативным грувом. Наши рэперы яро подхватили это и неслабо прокачались — никто уже не поспорит с тем, что в техническом смысле есть немало рэперов на российской сцене, кто лупит такими запредельными скороговорками и так мощно "качает" читкой, что это вполне себе "западный уровень". В музыкальном смысле тут проще — я уже говорил об однотипных минусах со стрекочущими хай-хетами и 808-м басом. Так вот: ребята научились и активно внедряют это в свой музыкальный продукт — отчего выглядят прогрессивно и современно. Те же «Bumble Beezy», «SIDxRAM»... — первые, кто приходят в голову. Что же до "играюще-поющей половины музыкального мира"? Вы много слышали современных вокалистов в России, которые бы пели технически на западном уровне? Да, они есть — и немало! Но все они — участники одного большого конкурса каверов! Все эти крутые-прекрутые певцы с шоу "Голос" — которые приходят спеть чужие нетленки, коим уже лет больше, чем им самим! Или же это — чуваки, рубящие англоязычное музло в России, которое на общем фоне и слушается как "какая-то группа чего-то там поющая на английском"... Да, они там реально круто поют, играют... но у них НЕТ МАТЕРИАЛА. Те же, у кого есть материал — не хотят учиться играть и петь! Я вам расскажу одну историю, очень ярко иллюстрирующую мои слова.
Есть такая группа "Порнофильмы". Ребята сейчас очень-очень популярны, собирают громадные залы битком. С вокалистом группы Володей мы заочно знакомы, общались в сети. И, казалось бы, у группы есть все шансы звучать как раз-таки "по-западному круто"! Как крутой (коммерческий — в хорошем смысле слова) панк-рок. Я сейчас говорю именно О ЗВУКЕ ГРУППЫ, а не об идеологии. Так вот. Мне нравится у них песня "Я так боюсь" — искренне респектовал за неё Котлярову лично. И однажды я озадачился и стал искать её в LIVE. Нашёл, послушал — и был огорчён. Песню они играли на тон ниже, вроде бы, и Володя всё равно совсем не вывозил свои партии. Заинтересовавшись (так как всякое бывает — болезнь, недомогание, плохой мониторинг), я посмотрел другие лайвы — и там было так же... Потом поглядел интервью — и Володя отвечал на вопросы сорванным убитым в хламину голосом.
Я не удержался и написал ему в сети. Мол, Вов, то, что ты делаешь — опасно! было бы здорово попробовать подтянуть вокал, даже для собственного здоровья, поучиться. Честно говоря, я боялся быть навязчивым и не хотел врубать какого-то гуру — тем более, что сам я по сей день учусь, занимаюсь и далёк от совершенства! Вова коротко поблагодарил за беспокойство... А потом я смотрел их крайние лайвы — и там ничего не изменилось...
Не знаю, в чём проблема — нет времени? Нет желания переучиваться? У «Порнофильмов» песни не близки мне своим содержанием, но тексты написаны хорошо и, что самое главное — это ИХ тексты! Володя очень эмоциональный фронтмен, с какой-то своей харизмой. И оттого досаднее, что он (как инструмент в группе!) не звучит фирмово. Так, как мог бы звучать. Конечно, недалёкие тут же могут наброситься с банальностями из серии "Да главное ДУША!", "Зато от сердца!" и прочие "спервадобейся". Друзья, мне-то без разницы, вы можете слушать гул водопроводной трубы и убеждать себя, что это круче, чем М. Глинка. Мне всего лишь грустно наблюдать, как потенциально крутой коллектив провисает из-за каких-то чисто технических и вполне поправимых при желании моментов.
Я говорил выше о том, что публика с радостью "съест" концерт молодого фрешмэна, сыгранный под минус с плеера и спетый под фанеру. Но тут вот какая штука: тот же жанр рэпа умело выдаёт свои явные недостатки — за фишки и достоинства. Автотюн — одна из главных фишек современного рэпа (а если говорить о западной музыке — то и в целом музыки поп-направленности!), а на деле же — это просто маскировка бездарного интонирования и чудовищного непопадания в ноты, отсутствия разработанного тембра. Минимализм в музыке — опять фишка! Наш звукорежиссёр очень точно характеризовал клауд-рэп — звучит так, будто из композиции убрали всё, кроме бэков (и голоса, и инструментов)! На деле — маскировка полного отсутствия мелодических решений, композиторской мысли! Посмотрите на нашу современную музыку — любая ущербность выдаётся за "Новый подход", за "новую искренность". И на фоне всего этого классический русрок звучит ещё более убого, оно и понятно — он звучит как архаизм, да ещё и упорно отказывается эволюционировать! Что же касается текстов — повторю в тысячный раз, что очень люблю родной язык и, как мне кажется, за продолжительное время работы с ним научился его неплохо чувствовать. И что важнее — передавать посредством языка то, что бывает трудно выразить. Тот коктейль, который получается у нас, — это и есть наш неповторимый стиль. И да — нам удаётся сочетать казалось бы несочетаемые вещи так, что это звучит гармонично, будто бы "так и должно быть, так и было всегда". В моменты, когда это получается — я счастлив.
20-го ноября нетипичные рокеры посетят столицу Кубани. Концерт в рамках тура под символичным названием «Золото» обещает стать одним из самых запоминающихся шоу на просторах Краснодара. Дело не в пресловутой энергетике или в мощи барабанной дроби. Обаяние коллектива из Санкт-Петербурга таится в чем-то другом. Неуловимая субстанция привлекает и эстетов, и зрителей далеких от амплуа завзятых собирателей антиквариата. Живое выступление под предводительством изысканной банды готово покорить посетителей «Sgt. Peppers Bar» без манипуляций фальшивого шума. К счастью, любителям заокеанского драйва не следует расслабляться, рассчитывая на вечер в стиле «лаунж». Программа намечается насыщенная - «дисторшн» вовсе не отложен в долгий ящик!
ЭМ КАЛИНИН: Если стереотип, что песни на концертах должны звучать «грязнее», нежели на записи существуют, то могу сказать точно — мы его разрушаем за один концертный сеанс. Самое частое, что мы слышим после концертов — «Вы звучите намного круче, чем в записи!» И даже несмотря на то, что мы статичный коллектив (мы не скачем по сцене, не прыгаем в толпу — потому что за нас не играет минусовку мп3-плеер, мы "привязаны к своим инструментам"), нам удаётся создать кач в зале. Но это кач иного рода. Он внутренний. Он — в тебе! От него человек способен заплакать. Засмеяться, воодушевиться, поверить в себя, поверить в чудеса. Увидеть историю без картинок на проекторе — в своей голове. За этим люди приходят на наши концерты. И нам нравиться погружать их (и себя!) в это волшебное состояние.
Дмитрий Шутов, Анастасия Блинова, Эм Калинин